Сегодня мы поговорим про ретушь фотографии. Сразу хочу предупредить от том, что не расскажу ни о каких новых методиках и чем-то еще. Данная статья – попытка систематизировать и вывести общие алгоритмы ретуши лица в фотошопе.

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда фотографию надо обработать, а как именно - не знаешь или, к примеру, все вроде и хорошо, но чего-то не хватает. Массу подобных ситуации можно воспроизвести из повседневной жизни не только начинающего фотографа, но и человека с приличным стажем фотографии.





Для начала давайте определим с вами границы понятия «обработка».

Вот несколько пунктов из которых состоит ретушь портрета:

1) Базовая чистка кожи и удаление дефектов (прыщей, родинок, порезов и тому подобных).

2) Обработка глаз, зубов, волос, складок одежды и т.д.

3) Исправление или усиление светотеневого рисунка. (Да, да и такое возможно.) Это помогает нам поправить фото если мы уж сильно накосячили с постановкой света. Впрочем, снимать лучше сразу хорошо. Если только вы не хотите половину жизни просидеть за ретушью в фотошопе.

4) Тонирование и стилизация. От перевода в чб и до всевозможных игр с цветом на фотографии.

5) Повышение резкости и контраста.

Так я же это и делаю?!» - недоуменно воскликните вы и будете правы. Ничего нового я не открою вам. Кроме одного маленького пункта… АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЯ.

О нем и пойдет сегодня речь. Очень часто мы не видим у себя в голове конечного варианта обработки. А часто и не всегда сразу видим какие есть дефекты на нашей фотографии. Для этого и существует анализ изображения.

Теперь давайте выведем алгоритм анализа нашего изображения:

1) Оценка экспозиции (пересвет и недосвет). Конечно же это правится при RAW конвертации, но, тем не менее, не стоит упускать этот момент из виду.

2) Оценка фона. Студийного или уличного не имеет значения. Вы должны понимать, что он не должен отвлекать от основного объекта на вашей фотографии. Так же на нем не должно быть никакой грязи (пыль на матрице, следы от обуви на студийном фоне и прочие прелести жизни)

3) Анализ лица. Здесь мы тщательно выявляем все дефекты кожи, глаза, губы, волосы, уши и тд. Не стоит забывать и про шею и область декольте. Если вы снимаете человека в рост, обратите внимание и на все прочие оголенные участки тела.

4) Анализ одежды (если таковая имеется на объекте съемки). Тут стоит уделить особое внимание лишним складкам, торчащим биркам, ниткам и тд.

5) Анализ светотеневого рисунка. Общего и конкретно на лице. Здесь смотрим насколько мы круто обращаемся со светом.

Думаю, вы уже устали от теории =) И, конечно, хочется понять, как все это применить на практике.

К примеру, у нас с вами есть вот такая картинка и мы с вами начинаем ее анализировать согласно нашему алгоритму. Пункт про экспозицию мы пропустим.

И чтобы наш анализ не прошел даром, мы создаем «Карту недостатков». Это новый пустой слой, который мы так и назовем «недостатки»:





Теперь начинаем составлять карту недостатков. Для этого берем обычную кисть с непрозрачностью 100% и выбрав какой-то определенный цвет начинаем обводить недостатки. К примеру, я выбрал красный цвет для недостатков лица и волос.

Вот что у меня получилось:





Но это не все. В данном случае я выделил мелкие дефекты кожи, складки на шее, подмышки, растрепавшиеся волосы и невидимку, торчащую из них.

Следующим шагом проведем анализ одежды ( желтый цвет).

Смотрим. Я выделил складки (необходимо будет их чуть сгладить или убрать совсем), выбившуюся лямку и несколько швов, которые смотрятся не очень красиво:





Следующий наш пункт - это анализ светотеневого рисунка. В данном случае синим цветом я отметил места, которые стоит чуть затенить:





В них вошли:

1) Ближняя к камере рука (она всегда будет светлее лица, если не использовать особым образом черные флаги на источнике освещения)

2) Правая сторона лица модели (она также находилось близко к источнику света).

Выключаем слой с исходным изображением и смотрим какая карта недостатков у нас получилась:





Основываясь на ней, мы с вами и приступим к вышеописанным шагам обработки изображения. Данный алгоритм позволил нам ускорить наш рабочий процесс и его систематизировать.



Непосредственно сами шаги ретуши фото будут описаны в последующих статьях. Желаю вам удачи в ваших экспериментах и жду вопросов, если вдруг что-то непонятно.

Практические навыки профессиональной фотографии, можно получить пройдя обучение в фотошколе.



Автор: Анатолий Алексеев (директор фотошколы "Кросс-Фото")